Безопасность железнодорожных грузов - миф или реальность?
Дата: 08:17 04-09-2009
Тема: Транспорт


В августе 2007 года вступил в силу федеральный закон "О транспортной безопасности", согласно которому хищение грузов и вандализм на железной дороге приравнивается к терроризму. Тем не менее, ужесточение наказания не останавливает "железнодорожных" преступников. Если на автомобильной трассе область объектов хищения сводится только к дорожным знакам, то на железнодорожной сетке действительно есть что красть. В колоссальном объеме пропадают оптоволокно, электрокабели и рельсы, ограждения, детали и запчасти электротранспорта; релейные шкафы, линзовые комплекты, электротяговые медные соединители, трансформаторы, - внезапное исчезновение этого оборудования может привести к трагическому исходу. Еще одной, не менее масштабной проблемой железной дороги можно считать организованные грабежи товарных составов.

В 80-е годы японские фирмы, являющиеся в то время основными грузоотправителями, прекратили транзит грузов железнодорожным транспортом, и их доставка стала осуществляться морем, причиной этого решения стало участившееся количества краж грузов, перевозимых транзитом по железным дорогам России.

Без охраны, с незамысловатой запорной арматурой, вагоны с ценными грузами, как закрытая на алюминиевый крючок дверь от роскошной квартиры, притягивают к себе не только профессиональных грабителей, но даже подростков. Известен случай, когда трое несовершеннолетних на одной из станций Приднепровской железной дороги залезли на полуоткрытый вагон и за время стоянки перетащили на землю металлические трубы общей массой в 4,5 тонны. Однако продать награбленное не удалось, преступники были задержаны милицией.

В странах с высокой численностью населения, таких, как, например, Корея или Китай, риск воровства гораздо меньше, объясняется это наличием только коротких маршрутов, которые проходят по густонаселенным территориям. Работы местной полиции вполне достаточно, чтобы свести риск хищений к минимуму. Поезда в таких условиях могут двигаться практически без охраны. А в России все с точностью наоборот. Сотни километров и безлюдная местность российских перегонов - прекрасные условия для грабителей. Именно поэтому сейчас в стране активно применяется практика наема работников охраны, тем более что наличие таковой снижает ставку по страховке.

К наиболее ценным для преступников грузам относятся цветные и черные металлы. Ежегодно ломозаготовительные компании несут убыток равный 10-15 млрд. рублей, и это примерно 4-6% от перевозимого лома черных металлов. Причина такого масштабного грабежа не только в недобросовестности граждан. Лом не входит в установленный Министерством транспорта Российской Федерации перечень грузов, подлежащих обязательной охране в пути следования. Заключение договоров на охрану и брикетирование лома таким способом, чтобы его было сложно унести, процесс кражи усложнит, но вряд ли спасет полностью. Работниками ведомственной охраны ежемесячно предотвращаются кражи десятков тонн перевозимого черного металла и сотен метров рельсов. Однако количество хищений так и не убывает. Одним из основных факторов, способствующих массовому разворовыванию грузов, считается разросшееся количество пунктов приема металлолома, которые находятся почти возле каждой станции.

Лом металлов - не единственный в списке товаров "повышенного спроса", лидирующие места в нем занимают также оборудование, медикаменты, приборы, бытовая техника и продукты, особой популярностью пользуются грузы со спиртным и легко реализуемыми товарами. Однако преступники не брезгуют любым другим товаром, будь то краска или "газировкой".

Злоумышленники могут ограбить состав на остановочных пунктах, в пути следования и даже при разгрузке. Чаще всего преступники работают по следующей схеме: на станциях они подсаживаются на вагоны и контейнеры, проникают внутрь через потолочные люки либо вскрывают обшивку, а затем сбрасывают товар на землю, где его впоследствии подбирают. По некоторым данным среди воров грузов выделялись такие, кто определял товар с помощью обоняния, - принюхиваясь к щелям в вагонах. В последнее время участились факты хищений с участием должностных лиц, имеющих доступ к накладным на товар и другим перевозочным документам. На железной дороге формируются целые банды, где каждый человек играет четко заданную роль. Одиночные грабители встречаются реже из-за слишком высокой конкуренции.

На железной дороге большинство приемосдатчиков (тех, кто контролирует сохранность грузов), - женщины. Грузы приходят как днем, так и ночью. Уверенности в том, что приемосдатчик добросовестно осмотрит все пломбы вагонов поезда, пришедшего глубокой ночью, нет. Если вагон вскрывается во время нахождения груза на станции, ответственность ложится на железную дорогу. Если же пломба была вскрыта в пути, и часть или весь груз пропал, то вызываются сотрудники милиции, осматривается товар и составляется акт. Далее кражей занимается транспортная милиция. Если пломба сорвана, но кражи как таковой нет, составляется акт о попытке вскрытия, накладывается новая пломба и груз отправляется по назначению с предупреждением адресата.

Сохранность груза и безопасность движения поезда зависят от того, какие способы погрузки и упаковки применяются, а также от того, какие используются виды перевозки. В России перевозки осуществляются в большинстве случаев в универсальном подвижном составе, что и отличает нашу транспортную систему от Европейской, отражается это в первую очередь на качестве доставки. За границей, где высока конкуренция между перевозящими компаниями, интересы грузоотправителя учитываются в большей степени, а главное достоинство перевозок заключается в специализации подвижного состава.







Это статья из .:Развели.ру:.
http://www.razveli.ru